Автор: pddexam Дата: 07 Фев 2015 г.
Примерно 3 года назад компания Google получила право использовать свои беспилотные транспортные средства на трассах общего пользования в штате Невада, США. В принципе, автомобили без водителя уже использовались, однако только в рамках проведения эксперимента.
Сегодня же, на полностью законных основаниях транспортные средства, передвигающиеся без водителя, могут встречаться в повседневной жизни.
Казалось бы, существенное достоинство таких транспортных средств – это отсутствие человеческого фактора, который приводит к ошибкам на дорогах и ДТП. Однако все не так просто, ведь, невзирая на большое количество плюсов и особенностей таких ТС, они опасны, по крайней мере, так считают в ФБР. Согласно заявлению сотрудников компании Google, которые принимали непосредственное участие в разработке беспилотных автомобилей, они являются очень безопасными.
Аргументируется это тем, что мощный компьютер способен обрабатывать огромное количество информации и молниеносно принимать решение. Но возникает вполне закономерный вопрос: что будет, если электроника даст сбой? Согласитесь, кварцевые часы ломаются куда чаще механических, а спички обычно надежней газовой зажигалки. Все это наводит на мысль, что система может быть не такой уж и надежной.
Кроме того, гарантируется полное соблюдение правил дорожного движения. Однако, это тоже весьма спорное заявление. Получается так, что датчики будут анализировать обстановку на дорогах и при потенциальной опасности или неминуемом столкновении будут приняты соответствующие меры. Это может быть иная траектория движения, изменение скорости или даже нарушение правил ПДД.
В принципе, все нацелено только на то, чтобы избежать аварии и пострадавших. Кроме того, если на дороге будут только автомобили без водителя, то значительно снижается риск возникновения пробки или неразберихи.
Без всякого сомнения, перед Google, да и любыми другими компаниями, разрабатывающими беспилотные ТС, стоят сложные задачи, которые предстоит решить:
Одна из ключевых проблем – неадекватное поведение ТС при плохих погодных условиях. В частности дождь и туман препятствует действию лазеров и значительно сокращает их дальность видения. Все это может привести к аварии, в результате нарушения правил дорожного движения. Пока что не решили проблему эксплуатации беспилотников в зимнее время. Дело в том, что датчики не могут эффективно оценивать состояние обледенелого дорожного покрытия. Это в свою очередь может привести к ДТП или нарушению ПДД.
Но, пожалуй, самое интересное заключается в том, что будет, если беспилотник нарушит. Дело в том, что определить, кто является виновником при ДТП очень проблематично, в частности из-за отсутствия каких-либо законодательных норм.
Скорее всего, к ответственности привлекут или владельца ТС, или же разработчика компьютера, программа которого дала сбой. Однако винить, как первого, так и второго в некоторых случаях не имеет смысла. В любом случае, можно смело говорить о том, что даже самый новейший и точнейший автомобиль без оператора будет нарушать правила дорожного движения. Пусть это будет несознательно и вынужденно, но это будет.
Далеко не каждый водитель согласится довериться электронике. Большое количество датчиков, таких как Google Street View, LIDAR и др., делают конструкцию ТС более сложной. В результате, риск поломки увеличивается.
Конечно, некоторых водителей, особенно таксистов, которые беспорядочно гоняют по улицам с одной лишь целью заработать, давно пора заменить. Возможно, именно в этом случае ПДД будут нарушаться значительно реже, а ситуация на дорогах значительно улучшится.
В заключение хотелось бы сделать небольшой вывод. Сразу стоит отметить, что стартовая цена на беспилотник будет начинаться с 150 000 долларов. Примерно в 70 тысяч обойдется только лишь датчик LIDAR. Такую роскошь может позволить себе далеко не каждый.
В целом, можно говорить о том, что билеты ПДД никуда не денутся, как могли бы подумать многие водители. Это обусловлено тем, что у вас должны быть права, даже если дорогу за вас контролирует беспилотник. Однако количество аварийных ситуаций должно существенно уменьшиться, следовательно, работы у инспекторов ГИБДД станет куда меньше.
Но говорить о том, что ТС, неуправляемое человеком, будет принимать решения лучше настоящего водителя, не приходится. Согласитесь, многие аварии случаются из-за человека, однако многих столкновений удалось избежать не столько благодаря реакции водителя, а его драгоценному опыту.